РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАСТРОЙКЕ ПОДВЕСКИ МОТОЦИКЛА БАЗОВЫЕ НАСТРОЙКИ
Перед началом эксплуатации мотоцикла рекомендуется проверить базовые настройки подвески. Заводская настройка всегда рассчитана на Райдера среднего веса и роста.
Неправильные настройки, например преднатяга (Pre-load) пружины или неверно выбранная жесткость пружины, может изменить углы подвески, что вызовет или избыточную или недостаточную поворачиваемость и тем самым будет очень сильно повлиять на управляемость мотоцикла. После настройки подвески под индивидуальные требования райдера также необходима проверка и коррекция базовой настройки подвески.
ШАГ 1. ИЗМЕРЕНИЕ.
ВАЖНО!
Преднатяг пружин передней и задней подвески. Очень важная установка влияющая на высоту мотоцикла и угол вилки. Что в свою очередь влияет на управляемость мотоцикла. Все операции проще выполнять вдвоем. Все замеры записывайте.
Мотоцикл на центральной подставке
Мотоцикл на колесах
Мотоцикл с водителем
1.Установите мотоцикл на подставку, что бы колеса мотоцикла не касались земли.
2.Измерьте расстояние, например от нижней точки заднего крыла до оси заднего колеса. (R1)
3.Сделайте такое же измерение для передней подвески. В качестве контрольных точек можно выбрать верхнюю траверсу и ось переднего колеса. (F1)
4.Снимите мотоцикл с центральной подставки и произведите те же измерения без райдера (R2 и F2)
5. Повторите измерения в третий раз с райдером. (R3 F3).
ВАЖНО!
Райдер обязательно должен принять правильную посадку, что бы правильно распределить нагрузку по осям мотоцикла.
РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СВОБОДНОГО ПРОГИБА (FREE SAG) И ПРОГИБ ПОД РАЙДЕРОМ
МОТОЦИКЛ / ОСЬ СВОБОДНЫЙ ПРОГИБ (FREE SAG) R1-R2 И F1-F2 ПРОГИБ ПО РАЙДЕРОМ R1-R3 И F1-F3
MX/ENDURO ПЕРЕДНЯЯ 30 + - 5 ММ 80 + - 5 ММ
MX/ENDURO ЗАДНЯЯ 30 + - 5 ММ 100 + - 5 ММ ИЛИ 30% ОТ ПОЛНОГО ХОДА
ДОРОЖНЫЙ ПЕРЕДНЯЯ 20-30 ММ 30-40 ММ
ДОРОЖНЫЙ ЗАДНЯЯ 5-15 ММ 25-35 ММ
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ENDURO ПЕРЕДНЯЯ 20-30 ММ 30-40 ММ
ТУРИСТИЧЕСКИЙ ENDURO ЗАДНЯЯ 5-15 ММ 25-35 ММ
ВАЖНО!
Если значения отличаются в большую сторону (клиренс меньше) то установленна мягкая пружина или недостаточный преднатяг ее, если в меньшую (клиренс больше), то пружина жесткая или большой преднатяг.
ШАГ 2. РЕГУЛИРОВКА
Регулировка предварительного сжатия пружины амортизаторов выполняется либо специальным инструментом, либо рукояткой, в зависимости от исполнения вашего амортизатора. Для амортизаторов с классическим механизмом регулировки, необходимо отпустить ключом верхнюю специальную гайку, далее выполнить регулировку нижней гайкой и в заключении обязательно затянуть верхнюю гайку. Рис. 1.
РЕГУЛИРОВКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЖАТИЯ ПРУЖИНЫ АМОРТИЗАТОРА
РЕГУЛИРОВКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЖАТИЯ ПРУЖИНЫ ПЕРЕДНЕЙ ВИЛКИ
Передняя вилка, конструктивно, может быть выполнена как с возможностью регулировки преднатяга так и без нее. В случае отсутствия такой возможности потребуется замена пружины на более мягкую\жесткую в зависимости от результатов измерения.
НАСТРОЙКА ХАРАКТЕРИСТИК АМОРТИЗАТОРА
РЕГУЛИРОВКА ОБЩЕЙ ДЛИНЫ АМОРТИЗАТОРА
Если амортизатор имеет возможность регулировки длинны, то изменяя только этот параметр вы можете изменять чувствительность рулевого управления не затрагивая других характеристик.
ВАЖНО!
Никогда не закручивайте и не выкручивайте полностью регулировочный болт на амортизаторе.
ВАЖНО!
Правильная настройка амортизатора непосредственно влияет на безопасность и управляемость мотоцикла. Придерживаясь следующих рекомендаций вы можете вносить изменения методом контрольных заездов. Изменив значение на один два «клика» - пробная поездка. И так далее.
НАСТРОЙКА ДЕМПФИРОВАНИЯ ОТБОЯ (REBOUND)
+ Увеличение усилия демпфирования
- Уменьшение усилия демпфирования
Характеристика влияет на скорость с которой амортизатор возвращается в исходное положение после цикла сжатия. Слишком слабое усилие вызывает раскачку мотоцикла, сильно жёсткое не позволяет подвески быстро вернуться в исходное положение на мелких неровностях, что в свою очередь приводит к полному сжатию подвески.
Регулятор расположен в нижней части штока. Позиции определяются с характерным «кликом».
ВАЖНО!
Если вы не чувствуете «кликов», то это может свидетельствовать о неисправности амортизатора. Например низком давлении газа или низким уровнем масла.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Если мотоцикл раскачивает на неровностях или чувствуется удар при возвращении подвески в исходное положение, увеличьте усилие отбоя. Если чувствуется повышенная жесткость, а на серии неровностей жёсткость увеличивается, то усилие отбоя слишком велико- его нужно уменьшить. Регулировку выполняете в диапазоне не более 2-х кликов за один раз.
НАСТРОЙКА ДЕМПФИРОВАНИЯ СЖАТИЯ (COMPRESION)
Регулировка расположена в верхней части амортизатора.
В зависимости от модели амортизатора регулировка быстрой
и медленной скорости сжатия может быть разнесена
Регулировка низкой скорости сжатия выполняется отверткой и имеет 25 «кликов»
Регулировка высокой скорости сжатия выполняется ключом (чаще 17 мм) в диапазоне 2 ¼ оборота. При регулировке вращайте за одну тестовою поездку не более ½ оборота. (180 град)
ВАЖНО!
Что бы правильно считать клики, полностью закрутите регулировочный узел и открутите на заданную величину.
ВАЖНО!
Выражение высокая и низкая скорость относится к скорости движения штока амортизатора, а не к скорости движения мотоцикла!
ВАЖНО!
Все настройки начинайте с параметров рекомендованных заводом изготовителем. Всегда записывайте внесенные изменения и свои ощущения от пробной поездки. За один цикл делайте не более 6 «кликов» и ½ оборота регулировочного узла. За один раз настраивайте только один параметр.
ВАЖНО!
Все настройки начинайте с параметров рекомендованных заводом изготовителем. Всегда записывайте внесенные изменения и свои ощущения от пробной поездки. За один цикл делайте не более 6 «кликов» и ½ оборота регулировочного узла. За один раз настраивайте только один параметр.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Если мотоцикл чувствуется мягким и имеет тенденцию к глубоким «провалам», то недостаточно усилие демпфирования сжатия.
Если мотоцикл жесткий и при наезде на неровность жестко накатывается на нее, подвеска «неохотно» сжимается на неровностях, Необходимо уменьшить усилие демпфирования сжатия.
За один прием рекомендуется делать не более ½ оборота. После пробной поездки вносить дальнейшие изменения.
ВАЖНО!
Перед началом тонких настроек убедитесь в правильности настройки преднатяга/жесткости пружин. Простое правило, при увеличении жесткости/преднатяга пружины должно быть увеличено усилие отбоя на 2 «клика».
ВАЖНО!
Когда Вы чувствуете, что достигли желаемого изменения, обязательно вернитесь на шаг назад и проверьте свои ощущения. Обязательно обращайте внимание, при каких дополнительных условиях вас удовлетворяет работа подвески. Например давление в шинах, температура окружающего воздуха и т.п.
ОБШИЕ ПРАВИЛА НАСТРОЙКИ ПОДВЕСКИ МОТОЦИКЛА БАЗОВЫЕ НАСТРОЙКИ
ВАЖНО!
Все настройки начинайте с параметров рекомендованных заводом изготовителем. Всегда записывайте внесенные изменения и свои ощущения от пробной поездки. За один цикл делайте не более 6 «кликов» и ½ оборота регулировочного узла. За один раз настраивайте только один параметр.
Когда Вы чувствуете, что достигли желаемого изменения, обязательно вернитесь на шаг назад и проверьте свои ощущения. Обязательно обращайте внимание, при каких дополнительных условиях вас удовлетворяет работа подвески. Например давление в шинах, температура окружающего воздуха и тп.
Симптом.
Очень острая реакция в поворотах (избыточная поворачиваемость) Особенно в песке.
Причина.
Передняя часть мотоцикла ниже чем задняя. Прогиб передней подвески больше чем задней.
Действия.
Увеличить жесткость усилия сжатия передней вилки. Увеличить жесткость пружин передней вилки. Перья «просажены» в передней траверсе. (Опустить Перья в траверсе примерно на 5 мм).
Симптом.
Ярко выраженная недостаточная поворачиваемость мотоцикла.
Причина.
Передняя часть мотоцикла выше чем задняя. Прогиб передней подвески меньше чем у задней.
Действия.
Уменьшите усилие демпфирования передней вилки. Установить более мягкие пружины в переднюю вилку. «Просадите» перья передней вилки в траверсах на 5 мм.
Симптом.
Передняя часть мотоцикла нестабильна при торможении.
Причина.
Большой прогиб передней вилки при торможении, как следствие более острый угол передней вилки.
Действия.
Уменьшить люфт камеру передней вилки. Увеличить жесткость пружин передней вилки. Увеличить усилие сжатия передней вилки.
ПЕРЕДНЯЯ ВИЛКА
Симптом. Нет полного хода передней вилки при движении. Переднее колесо жёстко «встречает» все неровности. Подвеска кажется очень жёсткой.
Действия. Уменьшить усилие сжатие передней вилки. Заменить пружины на более мягкие
Симптом. Подвеска слишком мягкая. Легко «срабатывает» до конца полного хода.
Действия. Уменьшить люфт камеру на 5 мм. Увеличить усилие демпфирования. Увеличить жесткость пружин.
Симптом. Подвеска плохо отрабатывает мелкие неровности.
Причина. Высокое усилие демпфирования передней подвески. Усилие демпфирование не достаточно прогрессивно.
Действия. Уменьшить усилие демпфирования. Уменьшить люфт камеру.
Симптом. Подвеска отрабатывает мелкие неровности, но только в начале хода вилки.
Причина. Большое усилие сжатия в конце хода вилки.
Действия. Увеличить люфт камеру.
Симптом. Очень мягкое начало хода вилки.
Причина. Недостаточная жесткость пружина или недостаточный прелоад.
Действия. Увеличить жёсткость/ прелоад пружины.
Симптом. Ощущения ударов в переднюю вилку на небольших неровностях в сочетании с возможным полным ходом вилки.
Причина. Слишком сильный преднатяг пружины или большое усилие сжатия в начале хода.
Действия. Уменьшить люфт камеру. Уменьшить преднатяг/ жесткость пружины. Очистить сальник и пыльник вилки и смазать специальной смазкой.
Симптом. Хорошо отрабатывает первую серию неровностей, но становится жестче после серии неровностей. Плохое сцепление на мелких неровностях.
Причина. Большое усилие отбоя. (Rebound)
Действия. Уменьшить усилие отбоя.
Симптом. Быстрый возврат колеса в исходное положение после сжатия.
Причина. Недостаточное усилие отбоя или излишний преднатяг пружины.
Действия. Увеличить усилие отбоя. Уменьшить преднатяг пружины.
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА
Симптом. Нет полного хода задней подвески. Подвеска очень жесткая. Плохо работает (скачет) на неровностях.
Причина. Очень большое усилие сжатия или большой преднатяг пружины.
Действия. Уменьшить усилие сжатия. Уменьшить усилие отбоя. Уменьшить преднатяг пружины. Заменить пружину на более мягкую.
Симптом. Подвеска полностью срабатывает, подвеска мягкая на всем ходе.
Действия. Увеличить усилие сжатия. Заменить пружину на более жесткую.
Симптом. Подвеска жесткая к концу полного хода, но сильно прогибается под райдером в статике.
Причина. Пружины слишком мягкие или недостаточное усилие сжатия.
Действия. Увеличить преднатяг пружины. Установить более жёсткую пружину. Проверить и настроить статический прогиб подвески.
Увеличить усилие сжатия.
Симптом. Заднее колесо перепрыгивает мелкие неровности при торможении или при движении под гору. Сцепление заднего колеса на «стиральной» доске недостаточно.
Причина. Слишком большой преднатяг пружины а сама пружина слишком мягкая.
Действия. Заменить пружину на более жесткую, установить преднатяг пружины на рекомендованное значение. Проверить и настроить статический прогиб подвески.
Симптом. Задняя подвеска плохо отрабатывает острые неровности, но неплохо работает на неровностях с пологими краями.
Причина. Большое усилие сжатия.
Действия. Уменьшить усилие сжатия.
Симптом. Работа задней подвески ухудшается после серии неровностей. Плохое сцепление на «стиральной доске» и при ускорении и при замедлении.
Причина. Высокое усилие отбоя.
Действия. Уменьшить усилие отбоя.
Симптом. Задняя часть мотоцикла очень нестабильна. Амортизатор не реагирует на настройки. Амортизатор плохо гасит колебания.
Причина. Нет давления газа. Не качественное масло или недостаточный уровень масла. Разрушение внутренних элементов амортизатора
ВАЖНО!
Когда Вы чувствуете, что достигли желаемого изменения, обязательно вернитесь на шаг назад и проверьте свои ощущения. Обязательно обращайте внимание, при каких дополнительных условиях вас удовлетворяет работа подвески. Например давление в шинах, температура окружающего воздуха и т.п.